Стало ясно, в кого верят граждане России
30 декабря 2018 г. 12:25:58

Если вы не следите за актуальными медиатрендами, то вам стоит знать, что самое модное на этой неделе мнение — что «Россия все». Опять.
Поводов для столь апокалиптических прогнозов — как с мрачной, так и со злорадной интонацией — целых два.
Во-первых, обвал (по-другому это не назвать) цен на нефть в последние недели — с 85 долларов за баррель в октябре до нынешних «около пятидесяти».
Вряд ли имеет смысл всерьез обсуждать очередную волну прогнозов о неизбежном крахе российской экономики, а за ней и всего остального, из-за упавших нефтяных цен.
Хочется просто удивиться людям, чья память столь коротка, что неспособна удержать воспоминания о совсем-совсем недавних событиях, когда передовой мир совместными усилиями разрывал российскую экономику в клочья, и было это в довольно долгий период нефтяных цен на уровне 30–40 долларов за баррель.
Заметно прибавилось (с восьми процентов в прошлом году до 19 в нынешнем) тех, кто ощущает усталость и опустошенность в канун нового года. Хотя следует отметить, что позитивные эмоции по-прежнему испытывает большинство: 48 процентов чувствуют радость и ждут перемен к лучшему, а 27 процентов ощущают спокойствие и уверенность.
Забавно, что этот общий контекст затмил личные, куда более позитивные итоги для людей.
Ответы на вопрос о том, каким был этот год лично для респондентов и их семей, дали наилучший за последние пять лет результаты: для 57 процентов россиян уходящий год оказался хорошим и очень удачным.
Однако наши люди всегда думают не только о себе, но и о судьбах родины. Как следствие, аж на 15 пунктов просел индекс оценки людьми прошедшего года для России. Мнения, что он был трудным, плохим и очень тяжелым, доминируют. Впрочем, это обычная ситуация. Индекс был в «минусовой» зоне всю историю наблюдений, за исключением двух лет в середине прошлого десятилетия. «У России и в России тяжелая жизнь» — это не оценка, это исторически устоявшаяся аксиома в российском обществе.
Как бы то ни было, усиление пессимизма автоматически сказалось и на ожиданиях людей в отношении следующего года — они более мрачны, чем в прошлом году. Впрочем, наверное, это только в России результат всего лишь в 66 процентов опрошенных, ожидающих для себя и своих семей хорошего от следующего года, считается провалом.
Если же подвести общие итоги, то получается, что предсказания об ожидающем Россию «страшном конце» основываются на том, что российские граждане в целом не слишком довольны различными неприятными лично для себя процессами в социально-экономической сфере.
Правда, даже эти действительно неприятные и во многих случаях откровенно болезненные явления в социальной сфере так и не смогли переломить общих позитивных тенденций в российском общественном самочувствии и настроении. Но кому из пророков, предвещающих скорый конец света для отдельно взятой страны, это интересно?
Не говоря уже о том, что они предпочитают не задумываться над цифрами другого, также опубликованного на днях исследования ВЦИОМ, которое показало, что главными авторитетами для отечественного общества с самым высоким уровнем одобрения выступают российская армия (86 процентов), русская православная церковь (почти 67 процентов) и правоохранительные органы (57 процентов). Все эти институты оказались на пике доверия по меньшей мере за четыре года.
И граждане правильно, кстати, делают.
Потому что от народа, который стоит на принципе «в любой непонятной ситуации поддерживай свою армию, церковь и спецслужбы», лучше держаться подальше.
Ирина Алкснис