США использовали израильские удары по Сирии, чтобы заставить Россию повлиять на Иран
19 апреля 2019 г. 14:25:06

В сентябре 2014 года ИГИЛ было на марше. Группа контролировала почти 40 000 квадратных миль территории в Ираке и Сирии, площадь примерно равная Индиане и в которой проживает около восьми миллионов человек.
Имея доход в размере более 1 миллиарда долларов в год, группа использовала этот самопровозглашенный халифат в качестве базы для планирования и осуществления террористических атак в Европе и призвал своих сочувствующих сделать то же самое в Соединенных Штатах. В период с 2013 по 2017 год более 40 000 человек из более чем 100 стран приехали в Сирию, чтобы присоединиться к ИГИЛ и другим экстремистским группировкам, участвующим в гражданской войне в Сирии. А уже к концу 2018 года в Ракку, бывшую столицу ИГИЛ, вернулось 150 000 гражданских лиц, и 200 000 человек из числа перемещенных лиц свыше.Выдающийся эксперт в своей области, преподаватель в Стэнфорде, международный аналитик NBCNews и MSNBC, экс-полпред Президента США, служивший при Буше, Обаме и Трампе, Брэд МакГурк написал довольно таки интересное и неожиданное видение положения дел в Сирии. Его анализ тем более примечателен, что он идет от первого лица -Бретт был руководителем программы глобального ответа на рост Исламского государства.
"В течение последних четырех лет я помогал руководить глобальным ответом на рост Исламского государства - усилие, которое привело к разрушению «халифата» ИГИЛ в центре Ближнего Востока, который послужил магнитом для иностранных джихадистов и был базой для начала террористических атак по всему миру. Работая в качестве специального посланника президентов США Барака Обамы и Дональда Трампа, я помогал создать коалицию, которая была самой крупной в своем роде в истории: 75 стран и четыре международные организации.<...> Я был на месте в Ираке летом 2014 года, когда ИГИЛ захватило город Мосул, а затем продвинулось в Багдад. Даже когда посольство США начало эвакуацию сотрудников, готовясь к худшему, американские дипломаты готовились помочь иракцам дать отпор...", -пишет сам о себе экс-полпред президента США МакГурк в статье.
Если вы до сих пор не читали эту оценку политики США в Сирии, сделайте это(гугл в помощь, русский перевод этой огромной аналитической статьи будет опубликован Стебом позже). Чтиво довольно интересное и увлекательное независимо от ваших взглядов. Очевидно, парень, хоть и предвзят, но компетентен, и это видно на протяжении всей статьи, пересказ которой будет несколько позже.
А пока, приведу несколько ключевых моментов статьи:
-Болтон настаивал на не выводе войск США из Сирии, чтобы блокировать усилия Ирана в регионе
-Израильские воздушные удары в Сирии использовались в качестве козыря, чтобы заставить Россию сдерживать иранское влияние:
Соединенные Штаты согласовали свой подход с Израилем, который в 2017 году начал наносить частые, массированные воздушные удары по иранским военным объектам в Сирии, которые он считает угрозой. Вашингтон не имел законных полномочий нацеливаться на иранские силы внутри Сирии, за исключением случаев самообороны, но Израиль имел полное право отказать Ирану в возможности использовать сирийскую территорию для своих ракетных систем и других наступательных технологий. Сочетание жесткой мощи Израиля, американской дипломатии и военного присутствия США дало Вашингтону мощный козырь в торге с Русскими.
-Американские военные стратеги были отправлены в Турцию, чтобы разработать план по освобождению Ракки
-США выступили против нормализации отношений арабских государств с Дамаском
-Турция – это проблема(по крайней мере, для США), а не партнер
-"Турция является проблемой" - подход, который, скорее всего, укоренятся в ближайшем будущем:
"Я сидел на встречах с Эрдоганом и слышал, как он описывает почти 400 миль между Алеппо и Мосулом как «зону безопасности Турции», и его действия подтверждают его слова. В 2016 году Турция развернула свои вооруженные силы к северу от Мосула без разрешения иракского правительства или кого-либо еще; Дальнейшие развертывания были заблокированы только присутствием морской пехоты США. Эрдоган хотел бы повторить операцию «Африн» на северо-востоке. Это будет связано с отправкой турецких войск в 20 миль в Сирию"
-Широкие санкции в отношении Сирии продолжат действовать
-США должны признать, что Асад не уйдет и что Россия является его основным партнером в сирийском вопросе
-Большинство финансовых посредников террористов, недавно назначенных министерством финансов США, проживают в Турции.
-В отличие от вторжения США в Ирак в 2003 году, эта кампания пользуется широкой внутренней и международной поддержкой.
-С самого начала стратегии предполагалось, что Соединенные Штаты будут оставаться активными в регионе и после разрушения халифата, в том числе на местах в северо-восточной Сирии, где сегодня примерно 2000 американских спецназовцев объединяют коалицию из 60 000 сирийских боевиков, известных как сирийские демократические силы(СДФ) Но в конце декабря 2018 года Трамп перевернул эту стратегию с ног на голову. После телефонного разговора со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом ЭрдоганомТрамп дал неожиданный приказ вывести все войска США из Сирии.
Его план состоял в том, чтобы примерно 200 американских военнослужащих оставались в северо-восточной части Сирии, а еще 200 - в аль-Танфе, изолированной базе на юго-востоке страны
-Многое остается неопределенным для США в самих США. Но решение Трампа о значительном сокращении американского присутствия в Сирии вряд ли будет отменено. Теперь задача состоит в том, чтобы определить, что должно произойти дальше - что могут сделать Соединенные Штаты для защиты своих интересов в Сирии, даже если они сокращают свое военное присутствие в ближайшие месяцы.
Реальность, в которой Соединенные Штаты делают вид, что ничего не изменилось, еще больше подрывает их авторитет в сирийском процессе. Это горькая пилюля после прогресса последних четырех лет. Но лишенные других вариантов, Соединенные Штаты, тем не менее, должны проглотить это.
-Никто в правительстве США серьезно не обсуждал вопрос об уходе США из Сирии, не говоря уже о том, что Вашингтон может просто объявить о победе над ИГИЛ и затем покинуть Сирию.
-Самая большая зона Сирии на данный момент контролируется сирийским государством. Зона охватывает около двух третей территории страны, 70 процентов ее населения, и большинство ее крупных городов, таких как Дамаск и Алеппо. Сирия получает тяжелую военную и финансовую поддержку от одной великой державы России, и одной региональной державы Ирана. Вторая зона - это анклав оппозиции на северо-западе Сирии. В большей части этой зоны сейчас доминирует сирийский филиал Аль-Каиды Хаят Тахрир аш-Шам, а поддерживаемые Турцией оппозиционные группы контролируют остальные. Турецкие военные защищают линию прекращения огня, о которой Анкара договорилась с Ираном и Россией, отделяя западный край турецкой зоны от районов, контролируемых режимом Асада.
В третьей зоне преобладают СДФ(Курды) и поддерживается Вашингтоном союзники. Когда-то являвшийся сердцем халифата ИГИЛ, этот район составляет почти треть территории Сирии со значительными запасами энергии, огромными сельскохозяйственными богатствами и населением почти четыре миллиона человек. На местах в этой зоне Франция, Великобритания и Соединенные Штаты имеют силы специальных операций
-Главным приоритетом для американских дипломатов было достижение урегулирования с единственной другой великой державой в Сирии, Россией об окончательном расположении территории в зоне влияния США. Вашингтон вел двусторонние переговоры с Москвой по Сирии с начала военной интервенции России в 2015 году. Первоначально целью было предотвращение случайных столкновений между американскими и российскими силами.
-Стратегия США в отношении Тегерана была более состязательной. Военное присутствие Ирана в зоне влияния сирийского режима является значительным; в случае укоренения это станет серьезной угрозой для Израиля и Иордании, двух жизненно важных союзников США. Тегеран также питает экспансионистские амбиции в Сирии: его прокси-силы пытаются проникнуть в зону США на северо-востоке, а также в район, окружающий гарнизон аль-Танф, который находится на главной дороге между Дамаском и Басрой на юге Ирака. Они сдерживались только присутствием американских войск и угрозой применения силы.
-В настоящее время существует риск того, что Турция может начать вторжение в северо-восточную Сирию, аналогичное тому, которое было совершено в январе 2018 года в Африне, курдском районе на северо-западе Сирии, не защищенном войсками США. Там турецкие военные, работая со своими исламистскими союзниками в сирийской оппозиции, атаковали курдов, переселив более 150 000 курдов (почти половину населения Африна) и заселив провинцию арабами и туркменами из других районов Сирии. Эта операция была не ответом на какую-либо реальную угрозу, а продуктом стремления Эрдогана расширить границы Турции, которае, по его мнению, было несправедливо нарисована в Лозаннском договоре 1923 года.
Военное присутствие США выиграло время для американских дипломатов, чтобы обеспечить долгосрочное соглашение, которое могло бы разумно удовлетворить Турцию, сдерживая при этом большие амбиции Эрдогана и защищая СДФ и его курдских бойцов.
-Развертывание США в Сирии позволило Соединенным Штатам противостоять России, сдержать Иран, сдержать Турцию, удержать арабские государства в стойле.
-Соединенные Штаты потерпят неудачу, если будут продолжать преследовать великие цели в Сирии.
Лучшее, что мог бы сделать Трамп, - это отменить свой приказ о выходе из Сирии. Но если он этого не сделает, Соединенные Штаты не смогут делать вид, что, оставив горстку своих солдат в Сирии, они могут избежать необходимости переосмыслить свою стратегию во всем регионе. Вашингтон должен принять некоторые суровые истины. Во-первых, Асад никуда не денется. Вашингтону не нужно принимать правила Асада или взаимодействовать с его режимом, но Трамп больше не должен подрывать авторитет и престиж США, настаивая на том, что он должен уйти.
Трамп утратил/отдал лидерство США в решающий момент в кампании в Сирии, на благо Ирана, России и Турции. Американским политикам придется признать, что влияние США в Сирии ослабло, и соответствующим образом пересмотреть свои цели.
Заканчивая обзор ключевых моментов аналитической статьи, приведу фото празднования дня эвакуации, посвященное эвакуации последнего французского солдата из Сирии, провозглашению её полной независимости и прекращению действия французского мандата в Сирии 17 апреля 1946.
Дамаск 13 Апреля 2019 года. Что примечательно, уход французов из Сирии празднуют с Российским Флагами.