На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Церковь и выборы: кто объединяет, а кто разделяет Украину

Церковь и выборы: кто объединяет, а кто разделяет Украину

Сергей Комаров

10 апреля 2019 г. 13:12:14

По итогам первого тура президентских выборов некоторые религиозные конфессии начали делить украинцев на своих и чужих. Может ли так поступать Церковь? Об этом в материале Союза православных журналистов.

Понемногу стихает волна напряжения в обществе после первого тура выборов Президента Украины. Наверное, как раз сейчас время спокойно поговорить о некоторых знаковых моментах, которые бросились в глаза и в сам день выборов, и после него.

В Facebook не только миряне, но и духовенство УГКЦ массово распространяли заявления типа: «Вы за Зеленского? — убирайтесь из друзей!»

Не совсем понятно, как священники или епископы могут делить людей на своих и чужих по политическим признакам и отталкивать от себя человека в угоду политике.

Своим примером священники УГКЦ призывали людей участвовать в «революции достоинства», благословляли и одобряли все, что там происходило. И это тоже было разделением на своих и чужих — ведь всех, несогласных с идеологией Майдана, объявляли непатриотами, агентами Кремля, пособниками Путина. Греко-католики поддержали одну из сторон гражданского конфликта — точно ли это было по-христиански?

Еще во время Майдана униаты объявляли всех несогласных непатриотами, агентами Кремля, пособниками Путина.

Церковно-политический проект ПЦУ тоже не способен примирить украинский народ — это показали первые месяцы после Томоса.

Нынешняя война на востоке Украины не консолидирует жителей страны — хоть многие и пытались сделать тему войны точкой опоры для объединения против «общего врага».

Получается, единственное, что еще связывает бывшие части Украины с настоящими, — это каноническая Церковь.

Действительно, УПЦ остается едва ли не единственным институтом в Украине, который не стремится поделить людей — но, напротив, желает объединить.

Никогда не было такого, чтобы священник или епископ УПЦ написал на своей странице: «Кто за Порошенко, удалитесь из друзей» или: «Кто против оппозиционеров — нам с вами не по пути». Не было такого, чтобы наша Церковь приняла ту или иную сторону какого-либо гражданского конфликта.

Напротив, можно вспомнить, как во время Майдана именно наши монахи встали между силовиками и митингующими с молитвой о мире.

Именно наше священноначалие призывало окончить силовое противостояние и сесть за стол переговоров. Именно Блаженнейший Онуфрий много раз просил всех, от кого это зависит, прекратить войну на Донбассе. Церковь не делит наш народ, а зовет всех каяться в грехах и вести духовную жизнь.

Каноническая Церковь могла бы объединить украинский народ, если бы он этого захотел. И это было бы объединение на единственно правильных и прочных мотивах — на основе веры во Христа и духовной жизни в Церкви. Но хочет ли этого наше секулярное общество? В большинстве своем — нет.

К тому же, Украина сегодня расколота изнутри. Она разъединена прежде всего духовно. Сколько в ней сейчас христианских конфессий, сект, религиозных сообществ самого разного толка? Страна разделена и в этническом, политическом, идеологическом, языковом поле.

УПЦ остается едва ли не единственным институтом в Украине, который не стремится поделить людей, но, напротив, желает объединить.

Украина — лоскутное одеяло, она очень неоднородна. Какое-то зыбкое единство все же было у нас — но до Майдана. Майдан разрушил это единство и не создал нового. Лоскутное одеяло теперь разорвано. Былые отношения уничтожены, и очень надолго, если не навсегда.

Однако христиане все равно должны работать на единство и примирение, а не на разделение и противостояние общества.

Если человек считает себя христианином (сейчас мы условно называем христианами всех, кто верит во Христа как в Бога, без учета конфессиональных разделений), то он обязан быть миротворцем, а не разжигателем новых очагов пламени.

Все мы можем призывать к объединению на платформе по крайней мере общехристианских ценностей: добра, прощения, мира, любви, дружбы, милосердия.

Объединение общества на политической или идеологической основе сегодня не произошло — значит, вставать на одну из сторон гражданского противостояния и унижать инакомыслящих для Церкви будет означать деление граждан на своих и чужих, «плохих» и «хороших». Вряд ли такая позиция достойна христианина.

Да, личные политические и идеологические предпочтения обязательно будут у всякого верующего, ведь он, кроме своего христианства, еще и гражданин той или иной страны, член того или иного общества.

Да, у всех нас могут быть и должны быть какие-то свои взгляды и мнения. Но когда эта позиция становится церковной — она делит и смущает людей.

И продолжать делить сегодня людей по политической теме на «правильных» и «неправильных», разжигая и без того сильную неприязнь, — большой грех, за который кое-кому неминуемо придется отвечать.

Источник

Ссылка на первоисточник
наверх