Евросоюз отказался финансировать практически все проекты, предложенные постсоветскими республиками, а ныне члена ЕС: Литвой, Латвией и Эстонией. Вильнюсский эксперт Анатолий Иванов полагает, что таким образом Брюссель мотивирует Прибалтику налаживать отношения с ближайшим мощным соседом с Востока – Россией.
Однако политолог уверен, после того, что наговорила Грибаускайте, вряд ли добрососедские отношения будут восстановлены в их прежнем виде: до государственного переворота на Украине и соответствующей реакции РФ и Запада.
Он отметил ряд прибалтийских провалов, те проекты, которые ЕС отказался финансировать: строительство железной дороги Rail Baltica, строительство Висагинской АЭС, кроме того, Брюссель отказался присвоить статус регионального терминалу СПГ в Клайпеде. Большинство литовских проектов провалены, с его слов, потому что «они [представители политических и деловых слоев Литвы] никчемные переговорщики».
И потеря промышленных объемов и транзита – это только начало. Эксперты заявляют, что через семь лет (к 2025 году) РФ полностью переориентирует грузопоток на собственные порты.
Вывод один: за что боролись, за то и напоролись. Отсутствует политическая воля, чтобы признать такие вещи, — заключил Анатолий Иванов.